Waste management measures

Annually, the operation activity of the Company results in nearly 800 thousand tonnes of production and consumption wastes, the greater part of which (more than 70%) consists of drill cuttings. To minimize the negative impact on the environment, Surgutneftegas strives to reduce drilling waste generation, to exclude toxic chemicals in preparation of drilling fluids.

Environmentally friendly and resource saving technology of pitless drilling is employed in Western Siberia; it is certified by the State Environmental Expert Commission on a federal level. Decontaminated drill cuttings are used as soil during earth fill construction on well pads. BAT application not only allows «Surgutneftegas» PJSC to reach a 75% drill cuttings recycling level and drill wells in areas with a special mode of management, but also avoid oil sludge transportation to utilization sites and necessity to dispose and bury it.

Another particular type of waste generated during oil production is oil sludge that makes up 6.7% of the total waste generated by the Company. There are single and multiple cell sludge storage ponds in «Surgutneftegas» PJSC that collect oil sludge and drill cuttings, oil containing fluids and contaminated soil for further treatment and decontamination all year round. Decontamination of oil sludge and oily soils is performed by a panning method at six centers and four upgraded lines for fluid phase recycling. Decontamination of oil sludge by a thermal method is performed using 10 Szhigatel incineration units.

The use of these facilities allows the Company to prevent the burial of over 55,000 cubic meters of oil sludge and oily soils every year, the level of their decontamination reaches 100%.

In 2017, «Surgutneftegas» PJSC completed upgrading and technical reequipment, construction of oil sludge utilization sites at the Fedorovskoye and Vatlorskoye fields. A site for industrial waste disposal, accumulation and decontamination at the Yuzhno-Nyurymskoye field is planned for commissioning in 2018.

The Company uses 24 Forsazh thermal destruction units for thermal decontamination of oily waste cloth, filters and other solid oily waste (0.385 thousand tonnes in total).

All mercury containing waste of hazard class I (28.35 tonnes) has been transferred to specialized companies for further decontamination in accordance with current agreements.

Used oils generated in the course of various production processes of «Surgutneftegas» PJSC oil and gas production divisions are fully utilized into commercial oil after clean-up (settling).

For utilization of worn-out car tires, a modern complex for recycling 100% of tires with fabric and metal cord is used. The Company makes a certified product — rubber chips — used at asphalt-concrete plants of Surgutneftegas to modify bitumen. The use of this equipment along with the environmental effect (prevention of disposal of production waste at landfills) makes it possible to improve the quality of a hard surface road and to profit from the sale of the product in demand — rubber chips.

The Company sells recyclable material obtained by grinding paper and polymer-containing waste products, as well as by pressing cardboard.

Обращение с отходами

Ежегодно в результате деятельности акционерного общества образуется около 800 тыс. т отходов производства и потребления, основную массу которых, свыше 70%, составляют буровые шламы. В целях минимизации негативного воздействия производства на окружающую среду Сургутнефтегаз стремится к снижению количества образования отходов бурения, отказу от применения токсичных реагентов и нефти для приготовления буровых растворов.

На территории Западной Сибири внедрена природо- и ресурсосберегающая технология безамбарного бурения скважин, имеющая положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня. Очищенный буровой шлам применяется в качестве грунта при строительстве насыпи кустовой площадки. Применение НДТ позволяет ПАО «Сургутнефтегаз» не только достичь 75%-го уровня утилизации буровых шламов и бурить скважины на территориях с особым режимом хозяйствования, но и отказаться от транспортировки этого вида отходов к местам утилизации, размещения их с целью захоронения.

Еще одним специфическим видом отходов, образующихся в процессе нефтедобычи, являются нефтяные шламы, составляющие 6,7% от общего количества отходов Компании. ПАО «Сургутнефтегаз» имеет одно- и многосекционные шламонакопители, куда круглогодично поступают нефтяные и буровые шламы, нефтесодержащие жидкости и загрязненные грунты для их последующей подготовки и обезвреживания. Обезвреживание нефтешламов и нефтезагрязненных грунтов методом отмывки осуществляется в 6 центрах, на 4 модернизированных линиях утилизации жидкой фазы. Обезвреживание нефтешламов термическим методом происходит при помощи 10 установок «Сжигатель».

Применение этих мощностей позволяет Компании предотвратить захоронение свыше 55 тыс. м3 нефтешламов и нефтезагрязненных грунтов ежегодно, уровень их обезвреживания достигает 100%.

В 2017 году ПАО «Сургутнефтегаз» завершены работы по модернизации и техническому перевооружению, строительству площадок утилизации нефтешлама на Федоровском и Ватлорском месторождениях. На 2018 год запланирован ввод в эксплуатацию площадки размещения, накопления и обезвреживания отходов производства и потребления на Южно-Нюрымском месторождении.

Термическое обезвреживание промасленной ветоши, фильтров и прочих твердых нефтесодержащих отходов (всего 0,385 тыс. т) осуществляется при помощи 24 установок «Форсаж».

Все образовавшиеся ртутьсодержащие отходы I класса опасности (28,35 т) переданы на обезвреживание специализированным организациям в соответствии с заключенными договорами.

Отработанные масла, образующиеся в результате различных технологических процессов нефтегазодобывающих управлений ПАО «Сургутнефтегаз», после очистки (отстоя) полностью утилизируются в товарную нефть.

Для утилизации отработанных автомобильных шин используется современный комплекс, позволяющий утилизировать 100% автопокрышек с металлическим и тканевым кордом. Собственными силами Компания производит сертифицированную продукцию — резиновую крошку, используемую для модификации битума на асфальтобетонных заводах Сургутнефтегаза. Применение данного оборудования наряду с экологическим эффектом (предотвращение размещения на полигонах отходов производства) позволяет улучшить качество твердого покрытия автодорог и получить прибыль за счет реализации сторонним потребителям востребованной продукции — резиновой крошки.

Также Компания реализует вторсырье, полученное в результате измельчения бумажных и полимерсодержащих отходов производства, прессования картона.