Key areas of environmental activity

 

 Sludge pits reclamation

The most important environmental task of OJSC “Surgutneftegas” is to reduce the negative impact of drilling wastes disposed in sludge pits.

For this purpose, OJSC “Surgutneftegas” applies enhanced scientifically and economically proved technologies of reclamation providing effective restoration of ecological functions of disturbed lands occupied by sludge pits.

According to the results of experimental and scientific-theoretical work carried out by OJSC “Surgutneftegas” for many years together with the Institute of Forest of V.N. Sukachev SB RAS and lasting many years, a unique technology called forest rehabilitation has been developed and is widely used, it involves reclamation of sludge pits without backfilling. Project document for the said technology “Construc-tion, running and remediation of sludge pits at the license blocks of OJSC “Surgut-neftegas” in the territory of the State Forest Fund of the middle taiga subzone in Western Siberia” received a positive state environmental expert review and is ap-proved by the order of the Federal Supervisory Natural Resources Management Service No. 319 dated 16.04.2015.

This technology takes into account geological and climatic conditions of the region. It is based on the natural processes of transformation of oil sludge into soil forming material and stimulates the process of unassisted overgrowing of sludge pits.

In the reporting period, 64 sludge pits were reclaimed using this method.

Exceptional efficiency of “forest” rehabilitation is proved by the results of re-search of phytocenoses formed on reclaimed sludge pits surpassing dominating ones in productivity and biological diversity.

Numerous advantages of the forest reclamation technology used by OJSC “Surgutneftegas” in comparison with other disturbed lands reclamation methods arouse reasonable interest from largest Russian oil and gas producing companies.

In 2016, permanent commission on acceptance of the reclaimed lands in-spected 42 sludge pits reclaimed with this method. The commission recognized all these objects as fully compliant with the requirements of the current legislation. As a result, the land was returned to the State Forest Fund.

Implementation of “green office” principles in administrative buildings of OJSC “Surgutneftegas”

In order to draw attention of the employees to environmental issues the Company started to actively implement “green office” principles in all administrative buildings. A program of energy conservation and efficiency has been developed and is implemented successfully. This program includes the following measures:
- usage of modern energy efficient and energy-saving (LED, electrodeless, flu-orescent) lamps and spotlights in indoor and outdoor lighting systems;
- usage of electronic ballasts in fluorescent spotlights;
- usage of programming units and motion sensors in indoor lighting systems and daylight sensors and programming units in the outdoor lighting;
- optimization of operating mode of electrical equipment and heat consumption of buildings;
- replacement of air conditioners with multi systems;
- implementation of energy efficient pumping modules and ventilators;
- connection of office equipment to power through blackout units (pilots) and disabling of these units after use;
- implementation of metering devices, water flow and heat consumption regulators.

In addition, the Company utilizes electronic document flow (DIRECTUM sys-tem), reducing the amount of document printing, including color printing, double-sided printing is set by default on all printers, which allows to drastically reduce the amount of consumed stationary paper. Offices of the Company employ a separate waste collection that distinguishes used stationary paper from packing board. Paper and board are collected and then are taken away for processing (shredding) in the Company’s paper cutting unit (shredder). Shredded and compacted paper wastes, being valuable recoverable resources, are transfered to specialized enterprises ac-cording to existing contracts.

Polymer wastes are accumulated separately from other wastes and are transfered to a specialized polymer wastes processing company for utilization.

To enhance personnel productivity, OJSC “Surgutneftegas” creates not only comfortable working conditions, but also provides offices and halls with a large number of well-groomed indoor plants. Throughout the year, during short northern summer and severe long winter, our offices remain truly green.

Environmental training

The Company’s environmental activity is not limited to developing and moni-toring the implementation of local regulations governing the conduct of operations and observance of technical discipline in order to minimize the negative impact of production processes on the environment and meet the requirements of current leg-islation. OJSC “Surgutneftegas” pays close attention to promotion environmental responsibility and personnel culture through environmental training of its workers and managers.

The implementation of corporate training programs in 2016 allowed to improve the skills of 827 specialists of OJSC “Surgutneftegas” in the field of waste management. To reduce costs of regular professional training of its employees handling wastes of I-IV hazard classes, OJSC “Surgutneftegas” developed profes-sional training courses for its managers and specialists responsible for decisions on business activities and other issues as well as workers admitted to manage wastes.

Moreover, the Company continued to upgrade skills of its employees in ambient air protection: Four specialists received state-recognized certificates. Fifteen employees had training under the course of provision of environmental safety by managers and specialists of the environmental departments and environmental control system.

The Company’s business units and contractors actively use not only special instructions but also watch animation films about the environmental policy of OJSC “Surgutneftegas”, to mitigate environmental impact in the course of operating activities, waste management requirements and code of conduct in the territories with a special mode of business activity, including nature park “Numto”.

In the reporting year, the Company’s business units and headquarters took part in clean-up activities in the territories of oil fields located near populated areas and supported single Tree-planting Day. Thus, green ashes and Canadian maples were planted in Molodezhny City Park, composed mostly of birch trees, and the avenue of fir trees Za Saimoy Park. With an active support of Surgutneftegas, Federal State Budgetary Institution “the Yugansky” State Reservation” organized in Surgut a large-scale planting of fir trees as part of the “100 years - 100 trees” event to celebrate the anniversary of the Russian System of Special Protected Natural Areas.

R&D activity in the field of environmental protection

In order to improve the effectiveness of environmental protection measures and enhance the environmental safety system, OJSC “Surgutneftegas” collaborates with scientific institutions and public partner organizations, conducts its own research and appraisal works.

In 2016, the Institute for Biological Problems and Cryolithozone, Siberian Branch of RAS, performed monitoring of bioresources and cryolithozone within the Severo-Talakanskoye, the Vostochno-Talakanskoye and the Alinskoye license blocks in the Republic of Sakha (Yakutia).

The results of the research carried out by the scientists of one of the leading research and development institutes in Russia – PJSC “Giprotyumenneftegaz” – are currently used to conduct hydraulic calculations, design field pipelines and plan works to ensure maximum operational reliability of the existing field pipelines at the fields of OJSC “Surgutneftegas” in the Republic of Sakha (Yakutia).

In the territory of nature park “Numto”, the Company continued research in the field of biological monitoring of the Vatlorskoye, the Verkhne-Kazymskoye and the Suryeganskoye fields started in 2012-2015.

Field work was carried out by the expeditionary unit of LLC “Ekomaks” comprised of highly qualified specialists of leading Russian scientific institutions and Yugansky State Nature Reserve. The studies included assessment of key components of bio-geocenoses and analysis of the change dynamics of the examined territory.

Surgutneftegas together with the Institute of the Problems of Northern Devel-opment, Siberian Branch of RAS, pursued researches on ecological and biological assessment of oil fields territories within the Uvatsky District of Tyumenskaya Ob-last.

OJSC “Surgutneftegas” is one of the leaders in oil and gas industry possessing modern production facilities and technology which allow to implement constantly cutting-edge environmental techniques and use natural resources rationally that is acknowledged:
In 2008, OJSC “Surgutneftegas” was awarded the annual prize promoted by the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation as the Best Environmental Project of the Year;

In 2009, based on the analysis of the Company’s environmental activity since 2000 and government statistics for natural resources utilization, water and air pollu-tion, wastes and the area of disturbed lands, the Independent Ecological Rating Agency established by the International Socio-Ecological Union included Surgut-neftegas in the top rating of socially and environmentally responsible companies by the results of 2009 (5th position);

In 2012 and 2013, OJSC “Surgutneftegas” is acknowledged as “the Best En-terprise of the Yugra Energy Sector in terms of Environmental Protection” among the producers with over 5 million tonnes of oil per year;

In 2013, OJSC “Surgutneftegas” became the winner in the competition “100 best companies of Russia. Ecology and Environmental Management” and “Contri-bution to Yugra in the Year of Environmental Protection”;

In 2014, OJSC “Surgutneftegas” was the top Company in the Environmental Responsibility Rating of Oil & Gas Companies in Russia, which has been organized by World Wildlife Fund (WWF) and Creon energy group.

In 2015, OJSC “Surgutneftegas” once again took first place in the Rating of environmental responsibility of Russian oil and gas companies issued with the par-ticipation of the World Wildlife Fund (WWF) and the National Rating Agency and was recognized as the winner in the regional contest “The best enterprise of the Yugra energy sector in terms of environmental protection” in the nomination “Producers with over 5 million tonnes of oil per year”.

In 2016, the Company became one of the leaders of the rating of environmental responsibility of domestic oil companies elaborated with the participation of the World Wildlife Fund of Russia and the National Rating Agency.

← Ļšåäūäółą˙ ńņšąķčöą

Основные направления природоохранной деятельности

 

 Рекультивация шламовых амбаров

Важнейшей природоохранной задачей ОАО «Сургутнефтегаз» является снижение негативного влияния отходов бурения, размещаемых в шламовых амбарах.

С этой целью ОАО «Сургутнефтегаз» применяет передовые научно и экономически обоснованные технологии рекультивации, обеспечивающие эффективное восстановление экологических функций нарушенных земель, занятых шламовыми амбарами.

По результатам многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы ОАО «Сургутнефтегаз» в сотрудничестве с Институтом леса им. В.Н. Сукачева СО РАН разработана и широко применяется уникальная технология рекультивации шламовых амбаров без их засыпки, так называемая «лесная» рекультивация. Проект технической документации на указанную технологию «Строительство, эксплуатация и рекультивация шламовых амбаров на лицензионных участках ОАО «Сургутнефтегаз» на территории лесного фонда РФ в среднетаежной подзоне Западной Сибири» успешно прошел государственную экологическую экспертизу , положительное заключение, утвержденно приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.04.2015 №319.

Данная технология учитывает геологические и природно-климатические условия региона. Она основана на естественных процессах преобразования бурового шлама в почвообразующую породу и стимулирует процесс самостоятельного зарастания шламовых амбаров.

В отчетном периоде указанным методом рекультивировано 64 шламовых амбаров.

Исключительная эффективность «лесной» рекультивации подтверждается результатами исследования растительных сообществ, сформировавшихся на рекультивированных шламовых амбарах, которые многократно превосходят фоновые фитоценозы по продуктивности и разнообразию видов.

Многочисленные преимущества технологии лесной рекультивации, применяемой в ОАО «Сургутнефтегаз», в сравнении с другими существующими методами восстановления нарушенных земель, вызывают обоснованный интерес со стороны крупнейших нефтегазодобывающих компаний России.

В 2016 году постоянной комиссией по приемке рекультивированных земель было обследовано 42 шламовых амбара, рекультивированный данным методом. Все эти объекты комиссия признала полностью соответствующими требованиям действующего законодательства, в результате чего земли официально возвращены в лесной фонд.

Внедрение принципов «зеленого офиса»
в административных зданиях ОАО «Сургутнефтегаз»

С целью привлечения внимания сотрудников к экологическим проблемам Общество начало активно внедрять принципы «зеленого офиса» во всех административных зданиях. Разработана и успешно реализуется программа по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности и ресурсосбережения, в которую включены следующие мероприятия:
- использование в системах наружного и внутреннего освещения современных энергоэффективных и энергосберегающих ламп и светильников (светодиодные, индукционные, люминесцентные);
- использование электронной пускорегулирующей аппаратуры в люминесцентных светильниках;
- использование программаторов и датчиков движения в системе внутреннего освещения, фотореле и программаторов на наружном освещении;
- оптимизация режима электрооборудования и теплопотребления зданий;
- замена кондиционеров на мультисистемы;
- внедрение энергоэффективных насосных агрегатов и вентиляторов;
- подключение техники, на рабочих местах, через приборы (пилоты) с системами полного отключения питания и своевременное отключение их по окончании использования;
- внедрение приборов учета, регуляторов расхода воды, потребления тепла.

Кроме этого в Обществе введен электронный документооборот (система Directum), сокращена печать документов, в т.ч. цветная, произведена автоматическая настройка двусторонней печати документов для всех принтеров, что позволяет значительно снизить объем потребляемой канцелярской бумаги. В офисах организован раздельный сбор отходов использованной бумаги от канцелярской деятельности и делопроизводства и упаковочного картона. Они накапливаются и периодически вывозятся на переработку (измельчение) с помощью собственной установки резки бумаги (шредер). Измельченные, спрессованные бумажные отходы, являющиеся ценными вторичными ресурсами, передаются по договорам специализированным предприятиям.

Полимерсодержащие отходы накапливаются отдельно от остальных отходов и передаются на утилизацию специализированной организации, занимающейся переработкой полимерсодержащих отходов.

Повышению продуктивности работы персонала ОАО «Сургутнефтегаз» способствуют не только комфортные условия труда, но и наличие в кабинетах и общественных помещениях множества ухоженных комнатных растений. Круглый год – и коротким северным летом, и суровой продолжительной зимой – офисы ОАО «Сургутнефтегаз» остаются понастоящему зелеными

Экологическое обучение персонала

Природоохранная деятельность ОАО «Сургутнефтегаз» не ограничивается разработкой и контролем за исполнением локальных нормативных актов, регламентирующих проведение различных работ и соблюдение технологической дисциплины с целью минимизации негативного воздействия производственных процессов на окружающую среду и выполнения требований действующего законодательства. ОАО «Сургутнефтегаз» большое внимание уделяет повышению уровня экологической ответственности и культуры персонала, продолжая планомерную работу по экологическому обучению сотрудников и руководителей.

Реализация корпоративных программ профессионального обучения в 2016 году позволила повысить квалификацию 827 специалистов ОАО «Сургутнефтегаз» в области обращения с отходами. Для снижения затрат на периодическую профессиональную подготовку сотрудников ОАО «Сургутнефтегаз» в области обращения с отходами I-IV класса опасности своими силами разработаны курсовые программы профессионального обучения для руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также рабочих, допущенных к обращению с отходами.

Кроме того, продолжена деятельность по повышению квалификации персонала в области охраны атмосферного воздуха: 4 работника получили удостоверения государственного образца. 15 человек прошли обучение по курсу «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля».

В структурных подразделениях и подрядных организациях широкое распространение получили не только специальные памятки, но и мультипликационные фильмы, рассказывающие об экологических принципах ОАО «Сургутнефтегаз», о снижении негативного воздействия производства на окружающую среду, о правилах обращения с отходами и правилах поведения на территориях с особым режимом хозяйственной деятельности, в том числе в природном парке «Нумто».

За отчетный период работники структурных подразделений и аппарата управления ОАО «Сургутнефтегаз» провели ряд субботников на территории месторождений, расположенных вблизи населенных пунктов, приняли участие в проведении единого дня посадки деревьев. Так, в Сургутском сквере «Молодежный», где большей частью представлены березы, высажены пенсильванские ясени и канадские клены, в парке «За Саймой» – пихтовая аллея. Масштабный проект по посадке пихт состоялся в рамках проведения акции «100 лет – 100 деревьев», посвященной юбилею заповедной системы России. В Сургуте акция организована сотрудниками ФГБУ «Государственный заповедник «Юганский» при содействии акционерного общества.

Проведение научно-исследовательских работ в области
охраны окружающей среды

Для повышения эффективности мероприятий в области охраны окружающей среды и развития системы экологической безопасности ОАО «Сургутнефтегаз» плодотворно сотрудничает с научными учреждениями и общественными организациями – партнерами, проводит собственные исследовательские и экспертные работы.

В 2016 году в Республике Саха (Якутия) силами Института биологических проблем и криолитозоны Сибирского отделения Российской академии наук проведены работы по мониторингу биоресурсов и криолитозоны на территории Северо-Талаканского, Восточно-Талаканского и Алинского лицензионных участков ОАО «Сургутнефтегаз».

Результаты исследований, выполненных учеными одного из ведущих российских проектных и научно-исследовательских институтов – ПАО «Гипротюменнефтегаз», в настоящее время применяются для проведения гидравлических расчетов, проектирования систем промысловых трубопроводов и планирования работ по обеспечению максимальной эксплуатационной надежности действующих промысловых трубопроводов на месторождениях ОАО «Сургутнефтегаз» в Республике Саха (Якутии).

На территории природного парка «Нумто» были продолжены исследования в области биологического мониторинга территорий Ватлорского, Верхне-Казымского и Сурьеганского месторождений, начатые в 2012-2015 годах.

Полевые работы в отчетном периоде проводились экспедиционным отрядом ООО «Экомакс», включающим высококвалифицированных специалистов ведущих научных учреждений России и государственного заповедника «Юганский». В рамках исследований проведена оценка состояния основных компонентов биогеоценозов, выполнен анализ динамики изменений обследованной территории.

В Тюменской области с привлечением Института проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской академии наук проведены научные исследования по экологобиологической оценке территории месторождений Компании, расположенных в границах Уватского района.

ОАО «Сургутнефтегаз» входит в число ведущих предприятий отрасли, обладающих современной производственно-технологической базой, позволяющей постоянно внедрять новейшие экологические технологии и рационально использовать природные ресурсы, что подтверждено:
в 2008 году – ОАО «Сургутнефтегаз» признано лауреатом ежегодной премии Министерства природных ресурсов и экологии РФ в номинации «Лучший экологический проект года»;
в 2009 году – независимое экологическое рейтинговое агентство, учрежденное Международным социальноэкологическим союзом, по результатам анализа сведений о природоохранной деятельности ОАО «Сургутнефтегаз» с 2000 года, данных государственной статистики по объемам использования природных ресурсов, загрязнения воды и воздуха, отходов и площади нарушенных земель, включило ОАО «Сургутнефтегаз» в число лидеров российского рейтинга социально-экологически ответственных компаний по итогам 2009 года (5 место);
в 2012 и 2013 годах – ОАО «Сургутнефтегаз» награждено дипломом «Лучшее предприятие топливно-энергетического комплекса Югры, в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды» среди предприятий с добычей нефти более 5 млн т;
в 2013 году – ОАО «Сургутнефтегаз» названо лауреатом конкурса «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент» и победителем акции «Впиши себя в историю Югры в Год охраны окружающей среды»;
в 2014 году – ОАО «Сургутнефтегаз» возглавило Рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний России, организатором которого являются Всемирный фонд дикой природы (WWF) и группа «КРЕОН».
В 2015 году – ОАО «Сургутнефтегаз» вновь заняло первое место в рейтинге экологической ответственности нефтегазовых компаний России, определяемом с участием Всемирного фонда дикой природы (WWF) и Национального рейтингового агентства, а также признано победителем окружного конкурса ХМАО-Югры «Лучшее нефтегазодобывающее предприятие Югры в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды» в номинации «Предприятия с добычей нефти более 5 миллионов тонн в год».
В 2016 году ОАО «Сургутнефтегаз» очередной раз вошло в число лидеров независимого рейтинга экологической ответственности нефтегазовых компаний России, составляемого с участием Всемирного фонда дикой природы (WWF) и Национального рейтингового агентства.

← Предыдущая страница